Рябова Светлана Григорьевна

Должность

доцент

Ученая степень

кандидат филологических  наук (2010, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск).

Диссертация кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 – русская литература  – «Феноменология страсти и страстности в романе И.А. Бунина ”Жизнь Арсеньева”».

Образование

В 1984 году закончила  Иркутский государственный университет им. А.А. Жданова филологический факультет по специальности «Русский язык и литература»; квалификация «Филолог. Преподаватель».

Повышение квалификации

1. Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Обучение методике преподавания русской фонетики с использованием билингвального сопоставительного фонологического тренажёра (русский язык как иностарнный)» (в объёме 72 часов, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» институт повышения квалификации, 22 ноября – 03 декабря 2017 г.).

2. Сертификат участника курсов повышения квалификации по программе «Информационно-коммуникационные  технологии в вузе как инструмент реализации ФГОС ВО» (ФГБОУ ВО «ИГУ», 19.05. 2017 г.).

3. Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза в условиях реализации ФГОС по направлению  Лингвистика» (в объёме 16 ч., ФГБОУ ВО «ИГУ», 26.04.2017 г.).

4. Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза в условиях реализации ФГОС по направлению  Филология» (в объёме 16 ч., ФГБОУ ВО «ИГУ», 26.04.2017 г.).

5. Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы преподавания РКИ» (в объёме 72 ч., ФГБОУ ВО «ИГУ», 30 января 2015 г.).

Стаж работы с 1984 г.

Стаж работы в вузе с 1998 г.

Основные читаемые курсы

  • Методика преподавания РКИ
  • Русский язык и культура речи
  • Теория первого иностранного языка
  • История и методология науки
  • Современное искусство: лингвокультурологический аспект
  • Литература страны первого иностранного языка

Учебные пособия

1. Рябова С.Г. Коммуникативный аспект культуры речи. Качества образцовой речи. – Иркутск:  ИГЛУ, 2013. – 100 с.

2. Никитина А.Х., Рябова С.Г. Практическая лексикология. – Ир­кутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2014. – 108 с.

3. Никитина А.Х., Рябова С.Г. Лексикология и фразеология современного русского языка. – Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2015. – 108 с.

4. Рябова С.Г. Коммуникативный аспект редактирования: Рабочая тетрадь. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2017. – 76 с.

5. Научно-исследовательский проект «Слово о Кирилле и Мефодии»: I ч. : учебный фильм «Слово о Кирилле и Мефодии» (40 мин.); II ч. : «Иконография святых братьев Кирилла и Мефодия – учителей словенских»; III ч. : «Азбука Кирилла и Мефодия. Путь к осознанию ценности». –  Иркутск: ИГЛУ, 2013. – Режим доступа: DVD-R.

 

Сфера научных интересов

Анализ художественного текста, лексическая семантика, методика преподавания РКИ.

 

Научные публикации

1. Словообразование как источник речевой экспрессии в печатных СМИ. –  Русский язык и общее языкознание: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика / отв.ред. С.Г. Рябова. – Иркутск, 2005. – № 10. – С. 44-50.

2. Активация архетипического в прозе И.А. Бунина («Зеркало». Из ранних редакций романа «Жизнь Арсеньева») / Славянские языки и культуры: прошлое, настоящее и будущее (Иркутск, 23-24 мая 2007 г.): материалы международной  научно-практической конференции. – Иркутск: ИГЛУ, 2007. – С. 207-211.

3. Мотив дома в романе И.А.Бунина  «Жизнь Арсеньева» / Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы  X международной научно-практической конференции / Отв. редактор А.М. Антипова.  – Уссурийск: изд-во УГПИ, 2008. – С. 296-299.

4. Явление интерференции при изучении темпоральности в русском языке как иностранном (в китайской аудитории) / Лингвистические и методические стратегии обучения иностранцев русскому  языку как средству межкультурной коммунинкации: Международная научная конференция под эгидой МАПРЯЛ, РОПРЯЛ, посвященная 45-летию кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ИрГТУ (Иркутск, 17-19 сентября 2008 г.) / науч. ред. Н.Н. Рогозная. – Иркутск: Иркут.гос.техн.ун-т, 2008. – С.125-128. 

5.  Слово, творящее мир. Феноменология цвета, воздуха, перспективы в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». – Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – Иркутск, 2008. –  № 3. –  С. 52-60.  

6.   Композиционный образный строй рассказа  как тип целого текста (И.А. Бунин «Чистый понедельник»)   / Теоретические и методические проблемы РКИ в традиционной и корпусной лингвистике. Доклады и сообщения X международный симпозиум МАПРЯЛ. – Болгария: Велико-Тырново, 2010. – С. 508-511.

7. Феноменология страсти и страстности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»  / Автореферат дис. … канд. филол. наук. – Красноярск, 2010. – 21 с.

8. Иван Бунин и Алексей Арсеньев. Путь к литературному архетипу Избранные вопросы современной науки / Коллективная монография. Часть VI / Научный редактор С.В. Галачиева. – М. : Издательство «Перо», 2012. – С. 272-307.

9. Образ иконы как смыслообразующий элемент непрерывного Пути героя И.А. Бунина /  Сборник  статей V Международной научной конференции «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет» 9-13 мая

2012 г. – Варшава, 2012. – С. 1154-1160.

10. Слово-событие в эстетике И.А. Бунина как со-бытие автора и его героя (по роману «Жизнь Арсеньева») / Эстетико-художественное пространство русской литературы / Материалы международной научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения»». – М. : Гос ИРЯ им. А.С. Пушкина. – 2012. – С. 130-136.

11. Семантическая валентность прилагательного реальный в современном русском языке / Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (XX педагогические чтения, посвящённые памяти профессора В.Д. Кудрявцева, 7 ноября 2012 г.). – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. – С. 81-86.

12. Поиски смысла: семантика религиозного и божественного в прозе И.А. Бунина (предварительные замечания) / Материалы международной науч.-практ. конференции «Историко-культурный и экономический  потенциал России: наследие и современность» / Филиал РГГУ в г. Великий Новгород: типография «Виконт», 2013. – С. 145-155.

13. Политическая эвфемия как факт современного русского языкового Теоретико-практическое изучение русского языка и его сопоставительно-типологическое описание / Доклады и сообщения XI международный симпозиум МАПРЯЛ. – Болгария: Велико-Тырново, 2014. – С. 206-209.

14. Композиционный образный строй рассказа как тип целого эстетически завершённого события (по рассказу И.А. Бунина «Пыль») / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. – № 2 (44): в 2-х ч. Ч. I. – С. 174-178.

15. Художественное воплощение идеи Пути героя в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» / Вестник Московского государственного лингвистического университета. Языкознание и литературоведение. – 2015. – Вып. 10 (721). Исследование литературы и художественного дискурса. – С. 182-192. – Режим доступа: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest-2014/Vest-17z.pdf

16. Тотальный диктант в иностранной аудитории: анализ ошибок Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. – № 6 (72): в 3-х ч. Ч. III. – С. 206-209.

17. Синергия иконичного и художественного в произведениях о святых Кирилле и Мефодии / Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. – № 10. Ч. 3. – С. 30-34.

 

Участие в редколлегиях

1. Литературный редактор электронного научно-педагогического журнала Восточной Сибири «Magister Dixit» (с 2011 г. по апрель 2016 г.).

2. Ответственный редактор сборника материалов открытой областной научно-практической конференции «Великое русское слово» (с 2014 г. по настоящее время).

 

Награды

1. Благодарность за проведение городского семинара «Формирование слухо-произносительных навыков у детей-инофонов на уроках русского языка» (МКУ «ИМЦРО» г. Иркутск, 20 октября 2017 г.).

2. Благодарность за конструктивное сотрудничество, высокий уровень проведения цикла семинаров «Культура делового общения» (Начальник ГБУ ДПО «УМЦ ГОСЧ и ПБ» Иркутской области г. Иркутск, 19 июня 2017 г.).

3. Благодарность директора МКУ «Информационно-методический центр развития образования» Яловицкой Н.И.  за конструктивное сотрудничество, высокий уровень организации и проведение XIV открытой областной научно-практической конференции «Великое русское слово» (15.12.2016 г.).

4.  Благодарность директора МКУ «Информационно-методический центр развития образования» Яловицкой Н.И.  за организацию и проведение городского семинара-стажировки для учителей русского языка и литературы по теме «Формирование читательской грамотности как один из важнейших факторов повышения качества образования» (28 сентября 2016 г.).

5. Грамота от директора летнего лагеря «Зурбаган» Семёновой Е.П., директора Усть-Ордынской  МОУ СОШ № 1 им. В.Б. Борсоева Николаева В.М. за проведение семинара в рамках работы летнего лагеря «Зурбаган»  «Руководство учебно-исследовательской  и проектной деятельностью педагогов», июль 2016 г.).

6. Благодарность руководителя Головного центра Иркутской области научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» Э.Э. Соколовой, орг.комитета XXIII региональной  научно-практической  конференции для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (16 февраля 2017 г., г. Усолье-Сибирское).  За работу в жюри конкурса.

7. Благодарность оргкомитета Международной научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ»  (Иркутск, ФГБОУ ВО «ИрНИИ», 23 марта  2017 г.). За научное руководство и подготовку докладов.

8. Благодарность от имени организаторов и учредителей VII-го Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России», проходившего в д/о «Непецино» УД Президента РФ в 2013 г. За научное руководство и подготовку доклада Сизых М.М.

9. Похвальная грамота от ректора Московского государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Ю.Е. Прохорова  за воспитание молодого поколения филологов (III Кирилло-Мефодиевская школа, 13-17 мая 2013 года).

и др. (более 20).

Сотрудничество с внешними организациями:

1. Работа в составе общего жюри городского конкурса «Учитель года».

2. Работа эксперта в составе Городского экспертного совета по защите образовательных программ МБОУ г. Иркутска.