Толстикова Наталья Олеговна

Должность: старший преподаватель

Образование:

1977-1982 -Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков им. Хо Ши Мина, г. Иркутск (диплом ИВ №450771)

2012г. – НОУ ВПО «Российский новый университет» г. Москва (диплом о профессиональной переподготовке ПП-1 № 455498) по программе «Преподавание (тьюторство) русского языка как неродного. Направление «Лингвистика».

Повышение квалификации

1999г. – Инновационные педагогические технологии и их внедрение в учебный процесс». Иркутский институт повышения квалификации работников образования.

2004г. – Традиции и новации в методике преподавания РКИ. Российский университет дружбы народов. Город Москва.

2007г. – Актуальные проблемы русистики. ГОУВПО «Иркутский государственный университет».

2009г. - Управление инновационными процессами в современном университете: переход к компетентностно-ориентированному образованию». ГОУВПО «Томский государственный университет». Город Томск.

2012г. – «Преподавание (тьютерство) русского языка как неродного, направление подготовки «Лингвистика». Аттестационная работа по теме: «Система современных аудиовизуальных средств обучения в практике обучения русскому языку как неродному». НОУ ВПО «Российский новый университет» г. Москва.

2017г. – «Психолого – педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза в условиях реализации ФГОС по направлению Лингвистика», ФГБОУВО «Иркутский государственный университет».

2017г. – «Современные информационные технологии в образовательном процессе». ФГБОУВО «Иркутский государственный университет».

Создала две авторских программы по дисциплинам: «Декоративно-прикладное искусство России»,  «Современное искусство – лингвокультурологический аспект.  Аудиовизуальный курс русского языка».

Стажировки: Республика Куба (1986-1989), КНР (2016- 2017).

Стаж работы – 35 лет

Стаж работы в вузе - с 1989 года, 28 лет

Основные читаемые курсы:

В предшествующий период проводила занятия по дисциплинам

  • Практическая грамматика русского языка
  • Реферирование специальной литературы
  • Практическая фонетика
  • Декоративно-прикладное искусство России
  • Современное искусство – лингвокультурологический аспект. Аудиовизуальный курс русского языка
  • Практический курс первого иностранного языка (русского)

В настоящее время:

  • Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык) - 4-й курс
  • Практическая грамматика русского языка» - 1 курс
  • Теория первого иностранного языка. Теоритическая фонетика - 2 курс.

Сфера научных интересов:

методика обучения русскому языку с использованием аудиовизуальных средств и  метода проектов.

Научные публикации:

1.  Русский язык для кубинских специалистов [Текст] / Н.О. Рудокова, Г.М. Чурсина // Русский язык за рубежом. Институт русского языка имени А.С.Пушкина.№2, 1988.- С.114-115.

2. Пути формирования культуроведческой компетенции филологов- русистов на продвинутом этапе обучения [Текст] /Н.О. Толстикова// Проблемы педагогического образования. Материалы 7-го годичного собрания Иркутской межвузовской лаборатории. Выпуск 9. – Иркутск, 1998. – С. 149-152.

3. Возможности экранной культуры для формирования культуроведческой компетенции филологов русистов на продвинутом этапе обучения [Текст] /Н.О. Толстикова// Социально-психологические аспекты образования. Межвузовский сборник научных трудов. – Иркутск, 1999. – С. 131-134.

4.Адаптационный аудиовизуальный курс для студентов включенной формы обучения: тематика и методика работы [Текст]/ Н.О. Толстикова // Сборник методика преподавания РКИ: из века ХХ - го в ХХI -ый век. Материалы межвузовской научно - методической конференции. –  Иркутск, 2002. – С.56-57.

5.Адаптационный аудиовизуальный курс для студентов включенной формы обучения: тематика и методика работы [Текст]/ Н.О. Толстикова // Материалы международной конференции «Русский язык в кругу мировых языков и языковое планирование в ХХI веке (традиции, инновации, перспективы)». –  Иркутск, 23-25 сентября 2002. –  С.267-271.

6.Лингвострановедческий подход в обучении русскому языку иностранцев: опыт и перспективы (на материале спецкурса «Декоративно-прикладное искусство») [Текст] / Н.О. Толстикова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Инновации в языковом образовании. Серия Лингводидактика. №5 Выпуск 1. –  Иркутск, 2003. – С.75-79.

7.Роль внеаудиторной работы в формировании социокультурной компетенции иностранных студентов [Текст] / Н.О. Толстикова // Материалы международной конференции Русский язык и языковые контакты в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ХХI веке. –  Иркутск, 29-30 сентября 2004г. – С.96-98.

8.Использование ритмической организации фразы при постановке произношения [Текст] / Н.О. Толстикова // Русский язык в международном коммуникативном пространстве. Материалы международной научно-практической конференции. –  Иркутск, 2005. – С.450-452.

9.Культурный шок [Текст] / Н.О. Толстикова // Проблемы образовательной и социально- психологической адаптации молодежи в г. Иркутске. Материалы научно-практической конференции Иркутск, 19 ноября 2010 г. – C.70-75.

10.Формирование аудиовизуальной культуры иностранных студентов [Текст] / Н.О. Толстикова // Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов. Коллективная монография, посвященная 85- летию профессора Михаила Ростиславовича Львова МПГУ Москва 2012.- C. 193-196.

11.Способы выражения концепта [Текст] / Н.О.  Толстикова, Се Юйчень, // Перспективы развития образовательного пространства стран АТР и вызовы времени: материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск: ИрГУПС, 2012. – С.204-205.

Награды:

С 1986 по 1989 была командирована в Республику Куба для преподавания русского языка как иностранного кубинским специалистам на металлургическом комбинате им. Хосе Марти.

Директором завода им. Хосе Марти Хуаном Баскес  была объявлена благодарность за интернациональную помощь работникам металлургического комбината им. Хосе Марти в изучении русского языка с занесением в личное дело.

За годы работы была награждена благодарственными письмами от ректората ИГЛУ (7 почетных грамот).

В 2016 году была объявлена благодарность за вклад в развитие науки, подготовку квалифицированных специалистов, учебную и воспитательную работу со студентами и проявленное усердие в трудовой деятельности на благо Московского государственного лингвистического университета и в связи с 85-летием со дня создания образовательного учреждения.

Уровень владения иностранными языками

Английский язык – базовый уровень

Испанский язык – продвинутый  уровень