Спецкурсы для иностранных студентов продвинутого уровня (B2-C1)

РУССКИЙ ЯЗЫК

  • Русская языковая картина мира

Курс посвящен следующим темам: Понятие о языковой картине мира. Культурная обусловленность языковой картины мира. Символика цвета в русской языковой картине мира. Физический облик человека.
Русская национально специфическая лексика. 

Преподаватель - Л.И. Горбунова, профессор кафедры русского языка и общего языкознания.

http://slovo.isu.ru/ru/philology/ruslang/gorbunova.html

 

  • Аудиовизуальный курс русского языка

Аудиовизуальный курс русского языка предполагает знакомство с продуктами современной массовой и "высокой" русской культуры: фильмами, мультфильмами, видеоклипами. Анализ конкретных произведений производится как в связи с собственно языковыми проблемами, возникающими при их восприятии, так и вопросами межкультурной коммуникации.

Преподаватели – Е.В. Стародворская, ст. преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания / Н.О. Толстикова, ст. преподаватель кафедры русского языка как иностранного

http://slovo.isu.ru/ru/philology/ruslang/starodvorskaya.html

http://slovo.isu.ru/ru/lingo/russforeig/russforeig_teachers/tolstikova.html

 

  • Русский язык в интернет-коммуникации

Спецкурс предполагает знакомство с различными жанрами интернет-коммуникации на русском языке и специфическими свойствами языковых единиц, используемых в рамках такого общения. Особенное внимание уделяется взаимодействию вербальной и изобразительной составляющих в структуре активно функционирующих в интернет-пространстве креолизованных текстов.

Преподаватель – Е.В. Стародворская, ст. преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания.

http://slovo.isu.ru/ru/philology/ruslang/starodvorskaya.html

 

  • История русского общества и культуры сквозь призму истории языка

Курс предполагает знакомство с основными периодами истории русского литературного языка, при этом основной акцент делается на «внешнюю» историю языка, т.е. историко-культурный контекст, повлиявший в той или иной период на становление литературной нормы, пополнение русского языка новыми единицами, развитие функциональных стилей. Отдельное внимание уделяется роли выдающихся писателей, филологов и политиков в истории русского литературного языка и феномену советского официального языка. 

Преподаватели – Ю.А. Арская, доцент кафедры русского языка и общего языкознания / А.А. Мамедов, ст. преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания.

http://slovo.isu.ru/ru/philology/ruslang/arskaya.html

http://slovo.isu.ru/ru/philology/ruslang/mamedov.html

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  • Русский романтизм: европейские и американские связи

Курс ориентирован на изучение той части русской литературной классики, которая связана с эпохой романтизма. Предполагается обращение к социальным, историческим и культурным предпосылкам русского романтизма в его сравнении с европейскими и американскими вариантами. Примерный круг имен: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Бестужев (Марлинский) – Э.-Т.-А. Гофман, В. Ирвинг, Н. Готорн, Э. По, Дж. Г. Байрон.

Преподаватель: М.Л. Штуккерт, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/sidelnikova.html

 

  • Фантастика в русской классической литературе

Широко сформулированная тема позволяет варьировать  список авторов и тем. Предполагается изучение типов и роли фантастики в русской классике XIX- начала XX вв. (Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, К.С. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А. Грин, А.И. Куприн, З. Гиппиус). Возможны параллели с творчеством американских авторов, использовавших фантастику как жанр и прием.

Преподаватель: М.Л. Штуккерт, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/sidelnikova.html

 

  • Современная русская массовая литература

Курс предполагает знакомство с современной русской массовой литературой, материал организован по жанровому принципу:

- детективы и «дамские романы»;

- фэнтези и его разновидности;

- неоготика.

Исследуя темы и типы героев, востребованные подобной литературой, можно сделать интересные выводы о запросах, страхах и потребностях современного «массового человека» в России.

Преподаватель: М.Л. Штуккерт, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/sidelnikova.html

 

  • Тенденции развития современной русской литературы

Курс включает в себя рассмотрение актуальных вопросов современного литературного процесса в России, обозначение основных тенденций развития прозы, поэзии и драматургии, изучение трансформации постмодернистского и реалистического дискурса в современном культурном пространстве. Для анализа предлагаются тексты Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Людмилы Петрушевской, Веры Павловой, Тимура Кибирова, Ивана Вырыпаева, Василия Сигарева и других.

Преподаватель: Ю.М. Брюханова, доцент кафедры новейшей русской литературы.

 

  • Русское устное народное творчество

Курс посвящен изучению основных жанров русского фольклора, его мифологических истоков, связи с народными верованиями, обрядами, трудовыми традициями. Студенты познакомятся со специфическими особенностями и поэтикой народной поэзии, с системой духовных ценностей традиционной культуры, а также научатся выявлять фольклорные элементы в русской литературе.

 

Преподаватель: Н.Н. Подрезова, доцент кафедры новейшей русской литературы

http://slovo.isu.ru/ru/philology/new_lit/podrezova.html

 

 

  • Литературный миф  Москвы: образ столицы в русской литературе первой половины 19 в.

Курс даёт представление о формировании и эволюции образа Москвы в русской литературе первой половины 19 в. Рассматривается становление литературного мифа Москвы.

Выборочно в указанном контексте анализируются произведения русских писателей А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н.В.Гоголя и др. Ракурс рассмотрения: от поэтических образов города до сатирического изображения столицы.

 

Преподаватель: Н.В. Шестакова, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы                           

 

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/shestakova.html

 

  • Русская фантастическая проза 19 в.

Курс нацелен на исследование своеобразия «русской литературной мифологии» 19 в. А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев и др. Беллетристика,классические формы литературы. Романтические новеллы и таинственные повести во всем многообразии жанровых модификаций объединены темой фантастического и сверхъестественного.  Художественные тексты исследуются через эстетические категории «страшного» и «ужасного» и через психологию восприятия писателей и читателей 19 в.

Преподаватель: Н.В. Шестакова, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы                           

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/shestakova.html

 

  • Фольклор и народная демонология в творчестве Н.В.Гоголя.

Курс даёт общее представление о фольклоре как виде словесного искусства, обращённого к общественной и бытовой жизни народа, его идеологии и эстетике. Рассматриваются общие каноны фольклорной поэтики, а также  проблема воплощения в фольклоре национальной психологии (ментальности).

Курс построен на материале творчества Н.В.Гоголя: повестей, входящих в сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и др.), «Миргород» («Вий») и других произведений писателя.

Исследуется обращение автора к украинским и русскимнародным преданиям, легендам, демоническим рассказам, суевериям; фольклорные мотивы; художественная функция фантастики. Рассматриваются проблема личности в контексте народного миросозерцания; тема зла и мотив нравственного пробуждения и возрождения.

Преподаватель: Н.В. Шестакова, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы                           

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/shestakova.html

 

  • Фантастика: национальные версии и жанровые формы

Курс даёт представление о фантастическом в литературе. Рассматриваются формы фантастического, художественные функции, проблема специфики восприятия, жанры фантастики.

Выборочно анализируются национальные образцы научно-фантастической литературы разных эпох: произведения Ж. Верна, Г. Уэллса, А. К.Толстого, К. Чапека, С. Лема, И.А. Ефремова, братьев Стругацких, американских фантастов и др.

Преподаватель: Н.В. Шестакова, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы                           

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/shestakova.html

 

  • Роман-антиутопия в России и на Западе: национальные версии и эпохальные образцы.

Курс даёт представление о формировании и эволюции романа-антиутопии в русской и зарубежной литературе. Рассматриваются жанровые модификации, художественное своеобразие,  проблема национальной специфики произведений.

Выборочно анализируются национальные образцы романа-утопии разных эпох: Т. Гоббс «Левиафан», В. Одоевский «Город без имени», Г. Уэллс «Машина времени», Дж. Оруэлл «1984» и др. произведения.

Преподаватель: Н.В. Шестакова, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы                           

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/shestakova.html

 

  • Проблема национального характера в русской литературе

Курс построен на материале произведений русских писателей 19 в. Н.В.Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н.Толстого, Ф. М. Достоевского,  Н. С. Лескова и др.

Рассматривается концепция национального характера в отечественном литературоведении (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. О. Касьянова и др.), а также авторские концепции русского национального характера и своеобразие их художественного воплощения на уровнях  социально-исторической характеристики, национальных традиций сюжетосложения,  устойчивых национальных мотивов, национальной традиции богопознания, народных, этических и  эстетических представлений.

Преподаватель: Н.В. Шестакова, ст. преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы                           

http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/shestakova.html

 

  • Мифологизм сибирской литературы ХХ-XXI века

Курс лекций и практических занятий предполагает знакомство с мифопоэтическим анализом художественного текста. Миф в контексте данного курса понимается как ёмкая логическая структура, набор универсальных сюжетных схем, фундаментальных родовых черт человеческого сознания, способствующих созданию в литературе как идеологических конструктов, так и «бытийных начал», не ограниченных определенными социально-историческими рамками. Таким образом, литературное произведение будет рассматриваться как диалог художника с одной или несколькими религиозно-мифологическими системами, опосредованный художественной традицией «большой культуры». Объектом мифопоэтического анализа в рамках данного курса станет малая проза и поэзия как классиков сибирской литературы (В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин), так и современных авторов (Б. Аюшеев, С. Михеева, Е Боярских).

Преподаватель – ст. преподаватель кафедры новейшей русской литературы Е.В. Сумарокова

http://slovo.isu.ru/ru/philology/new_lit/sumarokova.html

 

ЭТНОГРАФИЯ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ


  • Этнография и культура бурят

Курс освящает следующие темы: Общие сведения о бурятах (эхириты, булагаты, хори, хонгодоры). Этногенез и этническая история бурят. Традиционные типы хозяйствования  у бурят (собирательство, охота, скотоводство, рыболовство, земледелие). Традиционная система жизнеобеспечения (жилище, пища, одежда, украшения). Семья и семейные отношения. Религия бурят (шаманизм, буддизм, православие). Язык и письменность у бурят. Бурятский фольклор. Народная музыкальная культура. Декоративно-прикладное искусство. Профессиональная культура бурят (театр, искусство, музыка).

Преподаватель – Е.К. Шаракшинова, заведующий кафедрой бурятской филологии, доцент.

http://slovo.isu.ru/ru/philology/bur_phil/sharakshinova.html

 

  • The Buryat Ethnicity in Siberia

(Language of instruction - English)

The course covers the basic issues concerning the ethnic history of the Buryats.The topics of the course:  the social organization of the Buryats and traditional activities;traditional settlements; family and family life; foods and cuisine; traditional clothing;the Buryat language and its dialects; folklore, myths and legends; Shamanism and Buddhism as Buryat religions; ethnic identity of the Buryats and political processes in the Buryat community.The life of the Buryats in modern Russia will also be analyzed.

Lecturer – Ivan Solsoyev (И.Н. Солсоев, старший преподаватель кафедры востоковедения и регионоведения стран АТР)

http://slovo.isu.ru/ru/lingo/reg_atr/reg_atr/solsoev.html


  • Regions of Russia and the world in comparative perspective

(Language of instruction – English or Russian).

Globalization is a political trend that has had the greatest impact on the last decades. At the same time we witness an emerging trend of regionalization in economic, political, and geographical senses - between countries and within countries; this trend gives rise to serious political consequences. Russia, which alone occupies 1/7 of the world territory, is a country where regional approach is indispensable. To get an idea of Russia as a whole one should not only realize its regional diversity but have knowledge of its different regions which collectively make the country. The course offers a complex social-political, cultural and economic - approach to understanding, studying and explaining regional diversity of Russia viewed against the general international background. Basic information is given about the regional dimension of Russia’s nature, population, history, culture and economy and the way they factor in the Russian societal life and political processes. Methods of regional studies applied to Russia and other countries are considered. Regionalization can be seen as one of these methods. Differences in the approaches of the two leading schools of regionalization - Russian and American - are considered.

Lecturer – Yekaterina Lesnikovskaya (Е.В. Лесниковская, доцент кафедры востоковедения и регионоведения стран АТР)