Конкурс медиаматериалов «Учитель в фокусе»
Итоги конкурса медиаматериалов «Учитель в фокусе»
Конкурсная комиссия:
Гимельштейн Александр Владимирович, кандидат исторических наук, руководитель отделения Высшая школа журналистики и медиаменеджмента ИФИЯМ ИГУ
Романцова Татьяна Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент отделения Высшая школа журналистики и медиаменеджмента ИФИЯМ ИГУ
Саитгареев Рауль Раульевич, кандидат исторических наук, доцент отделения Высшая школа журналистики и медиаменеджмента ИФИЯМ ИГУ
Парфенёнок Татьяна Николаевна, инженер факультета теоретической и прикладной филологии ИФИЯМ ИГУ
Сосновский Илья Захидович, кандидат исторических наук, доцент отделения Высшая школа журналистики и медиаменеджмента ИФИЯМ ИГУ
Сумарокова Екатерина Валерьевна, заместитель директора по молодёжной политике и воспитательной деятельности
Победители и призёры в номинациях:
Лучшая серия фотографий
Решением конкурсной комиссии призовые места в этой номинации не присуждаются.
Лучший видеоролик
I место - Ильина Вероника Антоновна (ученица 9 класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 5) за видеоролик «Миссия выполнима!»
II место - Радченко Виктория Павловна (ученица 10 класса МБОУ СОШ №7 Усольского района, с. Сосновка) за видеоролик «А как всё начиналось? Учительские истории»
III место - Лустова Арина Сергеевна (ученица 11 класса, МБОУ г. Вихоревка СОШ №2) за видеоролик «Учитель в фокусе»
Лучшая статья
I место - Боргилова Алессандра Арсентьевна (ученица 11 класса, МБОУ г. Иркутска СОШ № 57) за статью «Учитесь учиться»
II место - Дротенок Марина Сергеевна (ученица 10 класса, МКОУ Черчетская средняя общеобразовательная школа) за статью «Мой любимый учитель»
II место - Синчурина Антонина Михайловна (ученица 12 класса, Иркутская Вальдорфская школа) за статью «Проводник в будущее через прошлое»
III место - Казакова Анастасия Дмитриевна (ученица 10 класса, МБОУ г.Иркутска гимназия № 3) за статью «Учитель-наставник».
------------------------
СТАТЬЯ
«Учитесь учиться»
Автор: Боргилова Алессандра Арсентьевна
МБОУ г. Иркутска СОШ№ 57, 11 А класс
E-mail:realborgilova@yandex.ru
тел. 89041181555
Собственную статью хотелось бы начать с признания. Человек я бесстрастный, «…то ли с ленцой, то ли с холодцой…»,как писал В. Распутин. Мотивировать меня на что-то довольно трудно, почти нереально, но данный конкурс вдохновил меня не столько на создание работы, сколько на возможность поделиться с людьми моим представлением о настоящем учителе.
2023 год был объявлен Годом педагога и наставника неспроста. Профессия учителя теряет былой престиж и популярность. В глазах детей и их родителей учитель-предметник не болеечем обслуживающий персонал.
Проблема не только в родителях, которые не уделяют должного внимания своим детям. Современные педагогине учат, а занимаются натаскиванием. Они рисуют пятаки за сущий минимум, который выдавливаютиз себя непутёвые ученики. Нынешний механизм образованияповрежден и не работает на качественные знания. Кому они вообще нужны? То ли дело статистика! Дети – жертвы системы или главные виновники сложившегося порядка? Как рыба гниет с головы, так и все изменения идут сверху...
Честноговоря, состояние современного образования весьма плачевно.Жалкие попытки исправить ситуацию путем проведения таких мероприятий, как Год педагога и наставника,малоэффективны. Школа всегда была местом, где ребенок развивался нравственно и интеллектуально, но не теперь. Учителя не в состоянии заинтересовать своим предметом, потому что им самим он вряд ли интересен. Дети теряют интерес ко всему, что не имеет прямого отношения к экзаменам. Система образования нуждается в срочном реформировании, но какие изменения мы хотим видеть? Любые перемены начинаются с нас самих, поэтому, возможно, стоит пересмотреть собственное отношение к проблеме?
К счастью, не перевелись ещё настоящие учителя в нашей стране. О них не пишут в газетах и их не показывают по телевизору, хотя они ежедневно совершают подвиги в стенах школы. Для таких педагогов высшая награда –уважение учеников и их трепетное отношение к предмету. Им и посвящен этот год.
Так, в обычнойиркутской школе№ 57 в поте лица трудится один из лучших учителей словесности – Матвеева Оксана Петровна.
В 1986 году она с отличием окончила Иркутский педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".Нашейшколе Оксана Петровна посвятила 27 лет своей жизни и обучила за это время не один десяток детей – светлых умов.
О чем же думает настоящий учитель, какие мысли постоянно крутятся в его голове? Педагогическое кредо Оксаны Петровны стало для меня ответом.Как созвучны эти слова тому, что чувствуем порой мы, ученики…
«Детская жизнь, состоящая из множества мелочей, складывается из будней, а запоминается яркими событиями. Когда урок становится событием? Когда происходит открытие. Когда ученик испытывает катарсис? Когда идет внутренняя работа над самим собой. Интересный урок, это когда учитель разговаривает на равных, в шутливой форме может дать знания по теме, ценит интерес ученика к предмету, не считает его ошибок, окрашивает нудный материал интересными историями и фактами, показывает, что ответ ценен, говорит не монотонно, а эмоционально, ярко, "цветисто".Чтодолжен сделать учитель словесности? Напитать душу ребенка любовью, научить чувствовать сердцем».
Под ее влиянием мы прониклись любовью к литературе, научились чувствовать сердцем. Научились мыслить глубоко, а не в стиле смс-сообщений. Многие обнаружили в себе скрытые таланты: выразительное чтение, написание сочинений и статей на самые разные темы, создание буктрейлеров и плейкастов. Все это стало возможным только благодаря постоянной поддержке и самоотдаче учителя, который действительно любит свое дело и передает эту любовь детям.
Спросите у любого ученика, что он думает об Оксане Петровне. Ответ не заставит долго ждать. Вакуленко Кирилл, мой одноклассник,сказал о ней следующее:
«Оксана Петровна не просто учитель, а педагог с большой буквы! Она не только даёт своим ученикам качественные знания, но и закладывает нравственные ценности. Оксана Петровна регулярно проводит на своих уроках разговоры на тему добра и зла, чести и достоинства, сострадания и любви. Также она ведёт разговоры о Великой Отечественной войне, рассказывает своим ученикам об ужасах войны, о её героях и об их подвигах. Не забывает Оксана Петровна и о героях наших дней. Она любит рассказывать о своей жизни, и все ученики с интересом слушают её истории. Это позволяет поддерживать дружеские и доверительные отношения между учителем и учениками. Как учитель, Оксана Петровна довольно строгая. Она требует от каждого ученика качественной работы на уроке и глубокого изучения предмета. Это позволяет каждому ученику получить системные знания и сформировать системный тип мышления. Многие ученики Оксаны Петровны влюбились в книги именно благодаря ей и её урокам литературы. Она проводит интереснейшие занятия, на которых ученики духовно и интеллектуально развиваются. Я премного благодарен Оксане Петровне за её непосильный труд. Она воспитывает в каждом из нас настоящего Человека».
Оксана Петровна может послужить отличным примером того, что самосовершенствование – это не цель, а путь. Будучи толковым учителем, чьи знания безукоризненны, она учится по сей день не только ради повышения квалификации, но и для того, чтобы давать детям качественные, основательные знания.
В подтверждение сказанного прикрепляю небольшое послание, адресованное Оксане Петровне выпускником 9 В класса 2020 года:
«Здравствуйте, Оксана Петровна. Хочу выразить благодарность за Вашу помощь. Вы – выдающийся преподаватель и лучший в своей сфере. Благодаря Вашему упорству я смог сдать ОГЭ по русскому языку на твердую четверку. Если бы не Ваш труд, думаю, что мог бы и не сдать экзамен. Спасибо Вам за Вашу работу, Вы один из лучших учителей, которых я знаю. Спасибо Вам за всё. С любовью, Ваш ученик,Дьяков Вячеслав».
Бывшие ученики Оксаны Петровны до сих пор вспоминают о ней добрым словом, скучают и выражают свою благодарность.
Сама же Оксана Петровна рассуждает об учителе словесности так:
«Умеет вести разговоры о высоких смыслах, умеет быть в согласии с собой, умеет быть верным прописным истинам, умеет "быть вполне хорошим", умеет "ловить над пропастью во ржи" и учит всему этому детей».
Для меня учитель не просто человек, знающий от и до свое дело. Учитель, прежде всего, это тот, кому можно довериться и чей опыт может помочь в решении учебных вопросов или жизненных проблем. Ему не наплевать на детей, и он всегда искренен в своем беспокойстве.
Аристотель считал, что «учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь». Я благодарна за то, что в моей жизни есть человек, подаривший мне эту самую «добрую жизнь».
Матвеева Оксана Петровна – пример настоящего учителя, педагога с большой буквы. Я не знаю никого, кто бы так жедобросовестно вкладывался в свою работу. Она мотивирует, прививает любовь к предмету, делится жизненным опытом, а самое главное – учит. Учит чувствовать красоту слова.Чего еще можно желать?
Мы, ученики одиннадцатого класса, навсегда запомним слова, произнесенные однажды Оксаной Петровной:
«Надо жить так, чтобы Господь, прикасаясь к тебе, руки свои не запачкал».
Это своего рода напутствие нам, «без пяти минут» выпускникам. И напоследок. Пока существуют учителя с горячим сердцем – цветет подрастающее поколение.
------------------------
Мой любимый учитель
Автор: Дротенок Марина Сергеевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черчетская средняя общеобразовательная школа»
10 класс
Телефон: +79245363262
E-mail: jivaeva-svetlana@rambler.ru
Мой любимый, мой школьный Учитель!
Пред Тобою склониться позволь,
оставайся всегда Учителем!
Сильным, добрым, самим собой!
Татьяна Макарова
В своей работе я хочу рассказать об учителе русского языка и литературы Светлане Михайловне. Это сегодня Светлана Михайловна – учитель высшей категории, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, а когда- то она совсем девчонкой приехала в наше село по распределению. Ученики звали ее просто наша Светочка. Именно с ней они ходили в походы, сидели у костра и пели песни под гитару.
А моё знакомство с этим педагогом состоялось, когда я училась в пятом классе. Как мне казалось, эту строгую и требовательную преподавательницу я поначалу сильно побаивалась. Но Светлана Михайловна улыбнулась, и от неё повеяло такой добротой, что все опасения сразу же прошли.
Если честно, то и с русским языком я не очень дружила. Мне этот предмет казался сложным и скучным, но Светлана Михайловна быстро перевернула мои представления «с ног на голову». Я не знаю, как это у неё получается, но даже сложное для восприятия правило по русскому языку, становится легко запоминающимся и легко применимым на практике.
А наши уроки литературы. Это какое – то искусство. То мы при свечах находимся в литературной гостиной, то ищем интересную художественную деталь, то отправляемся в путешествие, то проводим урок на природе. Светлана Михайловна всегда находит интересные факты из жизни писателя, а их произведения изучаются не сухим прочтением, а полным разбором и анализом. Она научила всех нас ставить себя на место героя, размышлять о том, как бы поступили мы, и правильно ли поступает герой произведения. Учитель на уроке создаёт интригу вокруг сюжета повести или рассказа, чтобы нам самим захотелось разгадать тайны, которые скрывает данная книга. И такой приём всегда срабатывает, поэтому на уроки литературы весь наш класс ходит с большим удовольствием.
А ещё моего учителя обмануть невозможно, если речь идёт о том, прочитали ли мы произведение или нет. Она задаёт такие вопросы, которые выводят нас на чистую воду. Благодаря Светлане Михайловне я открыла для себя прелесть чтения книг и теперь читаю с удовольствием.
Мой любимый учитель – человек доброй души! Светлана Михайловна никогда не делит нас на любимых и нелюбимых, одинаково любит и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. К нам она относится с уважением. В каждом ученике она находит положительные качества. Я уважаю ее за то, что даже самого отпетого двоечника она никогда не оскорбила и не унизила, она относится к нам как к равноправным собеседникам и слушателям, она уважает нас и прислушивается к нашему мнению.
Иногда мы прямо на уроке можем отвлечься от темы, послушать рассказы, пошутить и посмеяться, что совершенно не мешает изучать новую тему. Светлана Михайловна всегда умеет оживить скучные уроки. Конечно, не всегда все было гладко, случались и неприятные истории, но они, я думаю, давно забыты. Она всегда идет нам навстречу и не жалеет для нас собственного времени для того, чтобы нам помочь. А ещё наш педагог на уроке читает наизусть стихи, как это здорово!
Светлана Михайловна также является моим классным руководителем. Это про неё я могу сказать: «Наша Классная самая классная!» Она знает о нас даже больше, чем наши родные родители. Мы часто с ней разговариваем на различные темы, как с другом, а не как с учителем. Нашу классную можно сравнить с кометой, она даже по школе не ходит, а проносится. Светлана Михайловна сама участвует в различных конкурсах и нам не даёт покоя, а поэтому погибнуть от скуки нам не грозит. Наша внешкольная жизнь насыщена событиями и впечатлениями. Мы участвуем во всех школьных праздниках, соревнованиях и конкурсах, всегда добиваемся успехов, потому что мы чувствуем поддержку с ее стороны.
В голове не укладывается как столько свежих мыслей, грандиозных идей и всевозможных интересов может умещаться в таком миниатюрном человеке! И как она всё всегда успевает. И подготовиться к уроку, и провести его интересно, доступно, и в различных конкурсах поучаствовать. Да не просто поучаствовать, а стать победителем или призёром.
Для меня мой любимый – учитель образец учителя и педагога, человек, который пришел в школу, я считаю, по призванию, и всю свою жизнь посвятил любимому предмету, сумев «заразить» им нас, своих учеников.
Мне кажется, что она мечтала о профессии учителя с детства, потому что, чтобы быть таким замечательным учителем, нужен талант, которому нельзя обучиться в институте или на каких - то особых курсах.
Закончить свою статью хочу строчками из стихотворения А.А.Жигайлова, которые я посвятила бы своему любимому учителю:
Современный учитель - он как Прометей -
Зажигает в сердцах детских пламя знаний.
И старается не отставать от детей,
Совершенствуясь, не прекращая исканий.
Указом президента Российской Федерации Владимира Путина 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. А также этот год символично приурочен к 200-летнему юбилею основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского, а официальным символом года выбран пеликан. И я считаю, что сегодня как никогда надо говорить о поддержке педагогического сообщества, о поднятии престижа такой профессии, как педагог.
------------------------
Учитель-наставник
Автор: Казакова Анастасия Дмитриевна
МБОУ г.Иркутска гимназия № 3
10 класс
Телефон: 89148959619
E-mail: o0005_kazakovavv@mail.ru
Антон Павлович Чехов писал: "Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело". Учитель – это очень важная и нужная профессия. Без учителейдетиросли бы безграмотными, не умели бы писать, считать и читать, как это было много лет назад. У каждого из нас есть наставник и кумир, которой помогает нам и мотивирует нас на новые свершения. Я бы хотела рассказать про мою школьную учительницу русского языка и литературы Марину Васильевну Шаманскую, которая одновременно является и моим наставником.
Каждый урок с Мариной Васильевной у нас проходит очень интересно и увлекательно. Именноблагодаря моей учительнице я полюбила читать и анализировать книги. Для меня каждый урок литературы– этозагадка и ребус, которые нужно решить, чтобы выяснить главные проблемы и ответить на все многочисленные вопросы в своей голове по этой теме.
Почти на каждом занятии у нас проходит групповая работа. В группах мы обычно анализируем стихотворения по разным темам. Мне очень понравилось искать стихи, в которых есть упоминание цвета или времён года. В групповом формате мыпроводим уроки анализа характеров героев произведения, чтобыпонять задумку автора. Такой формат уроков помогает нам лучше контактировать и взаимодействовать между собой для решения общей задачи.Каждый из нас уже побывал в роли руководителя команды, почувствовал на себе ответственность за результат. Командная работа позволяет нам не только вместе изучать литературу, но и стать дружнее, так как от каждого из нас зависит результат работы всей команды.
Еще одним интересным форматом уроков литературы является «батл». На таких мероприятияхмы делимся на две или более групп в зависимости от мнения, и мы пытаемся аргументировать свою позицию. Например, после изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза»мы рассуждали: правильно ли поступила героиня, и был ли это единственный выход. Было очень интересно посмотреть на ситуацию с разных сторон, послушать других ребят и высказать свое мнение. Такие уроки помогают развить в себе умение дискутировать, аргументировать, отстаивать свою позицию.
Марина Васильевна умеет создать доверительную атмосферу на уроке, что позволяет мне открыто делиться своими впечатлениями о прочитанном. И мои одноклассники на уроках открываются совсем с других сторон: они очень умные, креативные, имеют свое мнение и позитивно смотрят на мир.
Мы часто ездим в театр с Мариной Васильевной. Это очень интересно – смотреть живые произведения классиков. Но кроме этого, мы сами пробовали ставить спектакли. Например, мы ставили спектакль по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Оказывается, это так здорово: выбирать самим костюмы, делать декорации, учить роль, репетировать с одноклассниками, а потом показывать спектакль родителям. И это всё - заслуга нашей любимой учительницы.
Я думаю, что Марина Васильевна – это проводник в литературе, который помогает нам понять замыслы писателей и поэтов. Но, кроме литературы, она учит нас быть лидерами, уметь брать на себя ответственность, отвечать не только за себя, но и за свою команду. Я всегда могу обратиться с вопросом или просьбой к Марине Васильевне, и она обязательно мне поможет.
«Призвание – учитель!» – именно так можно сказать о нашей дорогой и любимой учительнице!
------------------------
Проводник в будущее через прошлое
Автор: Синчурина Антонина Михайловна
Иркутская Вальдорфская школа
12 класс:
Телефон: 89149559431
E-mail: antoninasinchurina@gmail.com
Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.
Иоганн Вольфганг Гёте
Судьба человека – от чего она зависит? Как каждый создает свою необычную историю? И откуда мы берем силы, чтобы преодолевать «рубежи» и оказываться на новых жизненных ступенях?
Сегодня я ученица выпускного класса, через несколько месяцев я перейду очередной рубеж вместе с тысячами моих сверстников и стану студенткой ВУЗа. Во время обучения в школе я, как и многие, поняла множество тем, формул, теорем. За это все мы останемся благодарнымисвоим педагогам.
Самое главное осознание, которое я возьму с собой в предстоящий жизненный путь, – невозможно создавать своё будущее, не зная своего прошлого. И к этой мысли меня привела мояучительница Ирина Николаевна Минаева. В прошлом году она стала куратором моего выпускного проекта«Затопленные песни: традиционное пение в современном мире». Ирина Николаевна является не только преподавателем биологии в Иркутской Вальдорфской школе, но и солисткой Иркутского ансамбля аутентичной музыки.В 2017 году онастала нашим учителем и всегданаходила в своём расписании 15 минут на совместное музыкальное звучание. Когда мы пели, стоя в кругу, создавалось ощущение, что ничего, кроме нас и песни, не существует.
Так Ирина Николаевна вселила в меня любовь к нашей приангарской традиции. Я всегда с нетерпением ждала её уроков, чтобы прикоснуться к музыке вновь, и в итоге выбрала «затопленные» песни темой своего выпускного проекта. Его суть заключалась в том, чтобы понять, зачем современному человеку традиционная песня.Для того чтобы ответить на этот вопрос, я поставила перед собой задачу прожить в мире исконной музыки целый год. А Ирина Николаевна стала моим проводником в этот мир.
К слову, архив аудиозаписей, с которымиработает ансамбль аутентичной музыки, был обнаружен иркутским журналистом Александром Рогачевским в начале 90-х. Записи были сделаны студентами Московской консерватории в деревнях Приангарья перед их затоплениемводами Братской ГЭС. При расшифровке старинных песен в них было найдено, как выражается сам Александр, «прямое послание – как жить в согласии с природой, Богом и между людьми». Тогда было принято решение продолжить реконструкциюнаследия.Александр Рогачевский и его жена Альбина Кинчинская создали ансамбль на базеиркутской экспериментальной школы №47. На прослушивание пришло около 60 ребят, однаков результате осталось шесть одарённых девочек, среди которых – Ирина Николаевна, тогда ещё Тельминова. Ансамбль стал выступать с аутентичными песнями и ездить в экспедиции по Сибири: знакомиться с культурой старожилов Приангарья, Забайкалья и не только; выступать в Китае, а затем в Австрии и других странах Европы. Иркутский ансамбль аутентичной музыки существует до сих пор. Получается, что Ирина Николаевна познакомилась с Приангарскими песнями в ещё более юном возрасте, чем я. И это произошло благодаря другому талантливому педагогу, который в своё время решил, что не даст традиции умереть. Ирина Николаевна пронесла песню с собой через всю свою жизнь и передала мне, круто изменив моё самосознание. Кто знает, может, и я однажды стану чьим-то наставником и сыграю в жизни этого человека такую же решающую роль.
Работа, которую уже мне предстояло осуществить, оказалась гораздо глубже и сложнее, чем я могла себе представить. Нельзя сказать, чтоИрина Николаевна пронесла меня на своих заботливых, но очень сильных руках через весь процесс создания проекта. Но она точно шла со мной бок о бок и держала мою дрожащую иногда от страха, а иногда от усталости руку.
Сегодня, спустя несколько месяцев после успешной защитыработы, я могу с уверенностью сказать, что Ирина Николаевна стала моим самым настоящим напарником. Онасмогла заразить меня любовью к своему делу. Во время работы мы оставались вместе после уроков, пели или читали книги и статьи по нашей теме.
Ирина Николаевна через песню дала мне то,что порой так сложно почувствовать: ощущение силы земли, на которой я ещё так неуверенно стою. Во время пения я смогла почувствовать, как через меня прорастает сила поколений, которые передавали друг другу эти особенные звучания, слова, смыслы.
Не менее ценное ощущение, которое я испытывала во время пения, – единствос окружающими меня музыкантами, незабываемое чувство крепкой связи между людьми, создающими что-то прекрасное и очень важное вместе.
Ирина Николаевна научила меня глубокой, качественной работе, научила быть честной в первую очередь с самой собой. На своём примере она показала мне ту самую деятельную любовь, которая присуща учителям, работающим по призванию сердца.
Для меня важно осознавать, что, помимо моих родителей,в этом мире есть люди, которые хотят и могут дать мне так много важных умений через трепетную, но от этого не менее мощную, поддержку.
Дорогая Ирина Николаевна, я безмерно благодарна Вам за то, что Вы познакомили меня с прошлым, сделаввклад в моё будущее. Благодаря Вам я обрела силу предков, которая останется со мной на всю жизнь.