Антонова Алла Борисовна
Должность
доцент
Ученая степень
канд. филол. наук (2012, Иркутский государственный лингвистический университет).
Диссертация кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки – «Репрезентация концепта DRINKING в современном английском языке».
Ученое звание
доцент
Образование
Иркутский государственный лингвистический университет, специальность «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (квалификация «Лингвист. Преподаватель английского и немецкого языков»), 2003 г.
Байкальский государственный университет экономики и права, специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (квалификация «Экономист»), 2006 г.
Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университет (направление подготовки 45.04.02 Лингвистика, направленность (профиль) «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»), 2016 г.
Повышение квалификации
«Современные технологии обучения иностранным языкам» (2010 г., ФПК ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет»);
«Профессиональный перевод в XXI веке: лингвокогнитивные и практические аспекты» (2013 г.);
«Практическая методика преподавания русского языка как иностранного» (2014 г., онлайн-университет «Универсариум»);
«Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза в условиях реализации ФГОС по направлению Лингвистика» (2017 г., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»);
«Современные информационные технологии в образовательном процессе» (2017 г., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»).
Летняя школа «Sharing Concepts and Teaching Methods to “Unlock” Culture Puzzles» (23-24 июня 2011 г.) (сертификат участника).
I Международная научная конференция по проблемам обучения английскому языку как иностранному «Teaching Language and Culture in a Modernized Russia: Challenges and Opportunities» (15-16 мая 2012 г.) (сертификат участника).
II Международный семинар “Teaching Language and Culture through Extracurricular Activities” (декабрь 2012 г.) (сертификат участника).
Семинар “Innovative technologies in teaching ESP” (июнь 2012 г.) (сертификат участника).
Международный семинар “Language and Culture in Global Society: Innovative Teaching Practices” (июнь 2013 г.) (сертификат участника).
Круглый стол “Developing Socio-Cultural Competence in the Modern Classroom” (декабрь 2013 г.) (сертификат участника).
Первый российско-американский семинар “Teaching Tolerance Through English: Effective Strategies and Gateways to Building a Powerful Learning Environment” (март 2014 г.) (сертификат участника).
Круглый стол и семинар “Academic Writing Challenges for EFL Students” (14-15 ноября 2016 г.) (16 часов, сертификат участника).
Стаж работы
С 2003 г.
Стаж работы в вузе
с 2010 г.
Основные читаемые курсы
- Стилистика (первый иностранный язык);
- Основы теории второго иностранного языка;
- Практикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык);
- Профессионально-ориентированный перевод (второй иностранный язык);
- Практикум по межкультурной коммуникации (второй иностранный язык);
- Практикум по культуре профессиональной коммуникации (второй иностранный язык).
Учебные пособия
- Практикум по переводу второго иностранного языка (английского): учебное пособие для студентов-иностранцев. – Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2015. – 80с.
- Сборник текстов для чтения по дисциплине «Практический курс английского языка» (учебное пособие для бакалавров – иностранных граждан). – Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2015. – 60с.
Сфера научных интересов
Лингвоконцептология, лингвокультурология и теория преподавания русского языка как иностранного
Научные публикации
- Вербализация концепта «DRUNKARD» в современном английском языке // Филология. Педагогика. История (Иркутск, 25-28 февраля2003 г.): Тезисы докладов студентов. – Иркутск: ИГЛУ, 2003. – С.16-17.
- “DRUNKARD” или “ALCOHOLIC”? // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики. – Иркутск: ИВВАИУ, 2005. – С.74-80.
- Семантические особенности лексико-фразеологического поля «алкогольный напиток» в английском языке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – Иркутск: ИГТУ, 2007. – Вып. 1 (29). – Т. 2. – С.141-143.
- Гендерный аспект в репрезентации оценочной составляющей концепта DRINKING // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. – № 4 (10). – Ч.3 – С.28 – 31.
- Роль зоонимов в репрезентации понятийной, образной и оценочной составляющих концепта DRINKING // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. – Иркутск, 2010. – № 4 (12). – С.149 - 155.
- Цветовая гамма и цветовой символизм в актуализации концепта DRINKING // V Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник материалов. – Красноярск: Научно-инновационный центр. В мире научных открытий, 2010. – Вып. 2. – С.53 – 55.
- ‘Drinking’ – как сфера источник метафорической экспансии в различных типах дискурса (на материале английского языка) // Концепт и культура: сборник научных статей (IV Международная научная конференция; (Кемерово, 7-8 октября2010 г.). – Кемерово, 2010. – С.19 – 22.
- Номинация объекта как средство оценочной категоризации в концепте DRINKING // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы конференции молодых ученых (Иркутск, 1-4 марта 2011г.). – Иркутск: ИГЛУ, 2011. – С.219.
- Проблемы обучения студентов азиатско-тихоокеанского региона английскому языку как второму иностранному в России [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2013. - №1. – URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/alla_antonova_okonch_0.pdf
- The axiological analysis of the euphemisms containing a numerical component (as seen in the example of the DRINKING concept) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 7. doi:10.12731/2218-7405-2013-7-6.
- Оценка алкоголя в художественном дискурсе [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2013. - №4. – URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/2__ocenka_alkogolya_v_hudo_zhestvennom_diskurse.pdf
- Проблемы обучения студентов АТР дисциплине «Практика перевода 2 ИЯ (английского)» [Электронный ресурс] // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 марта 2014 г.: Часть 5. Тамбов, 2014. – С. 16-17. http://ucom.ru/doc/conf/2014_03_31_05.pdf
- Оценка алкоголя в пословицах, поговорках, афоризмах и библейских изречениях (на материале английского языка) // Вестник Иркутского государственного технического университета. – Иркутск, 2014. – № 7 (90). – С.160 - 166.
- Окказиональная интенсификация значений базовых лексем-репрезентантов в концепте DRINKING // Вестник ВГУ. Серия ЛИМК. – Воронеж, 2014. – № 4 – С.48 - 52.
- Опыт обучения китайских студентов переводу адреса с родного языка на русский язык // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 января 2015 г.: Часть 1. Тамбов, 2015. – С.17-18.
- Лексикографический портрет концепта CURIOSITY / Л.Э. Григорова, А.Б. Антонова // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 16-17 февраля 2015 г.: Уфа, 2015. – С. 89-93.
- Вариативность языкового отражения культуры принятия алкогольных напитков (на примере концепта DRINKING/ питие) /А.Б. Антонова, Л.Э. Григорова // Современные концепции научных исследований: сб. науч. тр. по мат-лам XI Междунар. науч.-практ. конф. 27-28 февраля 2015г.: Часть 3. Москва, 2015. – № 2(11). – С. 72-74.
- Метафорическая концептуализация эмоционального состояния любопытства в английском языковом сознании / Л.Э. Григорова, А.Б. Антонова // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. – № 3.3 (63). – С.1349 – 1356.
- Явление ретронимии в современном русском языке [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2015. - №1. – URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/antonova.pdf
- Ассоциативные и рецептивные признаки концепта DRINKING // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. тр. по мат-лам VII Междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2015г.: Белгород: Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. – № 7, часть IV. – С. 8 – 11.
- Интерпретация языковых ошибок студентов Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере русско-английского перевода): Сб. науч. тр. по мат-лам Всероссийск. науч.-метод. конф. (2-3 марта 2016 г.). – Иркутск: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии, 2016. – С. 392–395.
- Принципы обучения переводу на иностранный язык // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс]: сб. тезисов докладов научно-практической конференции «Неделя науки МГЛУ ЕАЛИ – 2016» (г. Иркутск, 01.03-04.03.2016). – Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2016. – Режим доступа: CD-R.
- Использование метода контрастивного анализа при обучении студентов Азиатско-Тихоокеанского региона русско-английскому переводу // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – № 4. – С.133-141.
- Современные тенденции в обучении китайских школьников и студентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Китая // Российско-китайские исследования. – Иркутск: БГУ, 2017. – № 1. – С.72-79.
- Структурно-семантические особенности анималистических фразеологизмов, описывающих внешний облик и характер человека в русском и корейском языках / А.Б. Антонова, Чж. Ким // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2017. – № 3.
- Обзор современных классификаций переводческих ошибок // Сб. науч. тр. по мат-лам двадцать второй Всероссийск. науч.-метод. конф. (17 октября 2017 г.). Том II. – Иркутск: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии, 2017. – С. 285-287.
- Лингвометодический потенциал инфографики на занятиях по практическому курсу русского языка со студентами Азиатско-Тихоокеанского региона / Е.С. Кудлик, А.Б. Антонова, И.Ю. Капичникова // Известия Байкальского государственного университета. – Иркутск: БГУ, 2017. – Т.27, №3. – С.333-340.
Участие в редколлегиях
Участник сетевой энциклопедии «Учёные России», член редколлегии международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык».
Награды
Диплом за высокий научный уровень доклада на II Всероссийской научной конференции с международным участием «Научное творчество XXI века» (2010 г.);
диплом за победу в конкурсе «Лучший аспирант» (2011г.);
диплом за победу в муниципальном конкурсе «Молодежь в лицах», проводимого Управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска в номинации «Профессиональные достижения в сфере науки среди молодых людей, не имеющих ученую степень» (2011 г.);
благодарственное письмо научного управления ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» за высокие достижения в научно-исследовательской работе (2011 г.);
благодарственное письмо проректора по научной работе ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» за активное участие в работе оргкомитета, жюри межвузовской олимпиады по русскому языку как иностранному и отличную подготовку студентов международного факультета к конкурсным испытаниям (2011 г.);
благодарственное письмо ректората ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» за плодотворный труд на благо университета и факультета межкультурной коммуникации (2013 г.);
благодарность Муниципального казенного учреждения города Иркутска «Информационно-аналитический центр развития образования» за активную работу в составе экспертной комиссии V городской конференции проектно-исследовательских работ учащихся 1-4 классов «Ступеньки открытий» (2017 г.).
Уровень владения иностранными языками
Английский язык – продвинутый;
немецкий язык – средний.