Демина Ирина Николаевна

Должность  Профессор кафедры журналистики и медиаменеджмента

Образование:

Закончила Кузбасский политехнический институт в 1980 г. (с отличием), инженерно-экономический факультет

Специальность и квалификация   Экономика и организация машиностроительной промышленности, экономист

Научная степень: кандидат экономических наук, 1986 г.; доктор экономических наук, 2006 г. по специальности 08.05.05 -.Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

Аспирантура по специальности 08.05.05 1981-1986 гг.

Звание: доцент, 1998 г.

Диссертация  доктора экономических наук «Организационно-экономический механизм управления услугами медиапредприятий»

Защищена в Диссертационном совете Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета в  2005 году.

 

Профессиональная переподготовка: диплом о профессиональной переподготовке в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» от 2016 г., предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере высшего образования по направлениям (специальностям) «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью»

 

Стаж работы с 1986 года

Стаж педагогической работы в ИГУ с 1986-1998, 2017-2019 г., 14 лет

 

Основные читаемые курсы

  • Анализ медиарынка и эффективности медиапредприятий (магистратура),
  • Методология и методика медиаисследований (магистратура),
  • Современные медиасистемы (магистратура),
  • Структура и типология экономических коммуникаций (магистратура).

 

Сфера научных интересов:теория журналистики, экономические массовые коммуникации

Основные работы (публикации):

  • Монографии:
  1. Демина И.Н. Рынок и проблемы независимости средств массовой информации (монография) Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002, 14п.л.,
  2. Демина И.Н. Экономические аспекты деятельности масс-медиа (монография) Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003, 11п.л.
  3. Демина И.Н. Система управления медиапредприятиями в современной России (монография) СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2005, 8п.л.
  4. Демина И.Н. Система медапредприятий: научные основы управления (монография). Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.17,0п.л.
  5. Демина И.Н. Актуальные проблемы обеспечения культурно-инфор-мационной безопасности населения московского мегаполиса. Комплексное исследование / Руководители проекта Я.Н. Засурский, В.В. Сергеев (коллективная монография). Авторы: Прохоров Е.П., Сергеев В.В., Пронин Е.И., Шкондин М.В., Стрельцов А.А., Свитич Л.Г., Матвеева Л.В., Дедкова Т.Ф., Князева М.Л.М.: Московский институт социально-культурных программ, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
  • учебные пособия
  1. Демина И.Н. Теоретические основы рекламного дела (учебное пособие). Иркутск: Редакционно-издательский отдел Иркутскогогосун-та, 1995.5,5п.л.,
  2. Демина И.Н. Важнейшие аспекты микроэкономики (учебное пособие).Иркутск: Редакционно-издательский отдел Иркутскогогосун-та, 1996.5,0п.л.,
  3. Демина И.Н. Маркетинг в деятельности средств массовой информации (учебное пособие).Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.10п.л.
  4. Демина И.Н. Экономика предприятия средств массовой информации (учебное пособие). Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001., 21,3п.л.
  • Научные статьи (с 2000-х), при большом количестве – наиболее значимые)
  1. Демина И.Н. Рынок СМИ, медиасистема и система медиапредприятий: взаимосвязь и отличительные чертыИзвестия Иркутской государственной экономической академии. 2004. № 1 (38). С. 75-77.
  2. Демина И.Н. Цель и функции государства в  управлении средствами массовой информацииИзвестия Иркутской государственной экономической академии. 2004. № 3 (40). С. 75-79.
  3. Демина И.Н. Средства массовой информации в развитии сферы услуг Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: экономика. 2005. Выпуск 2 (7). С. 173-176.
  4. Демина И.Н.Экономическая концепция управления системой медиапредприятий. //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2007. № 1. С. 45-52.
  5. Демина И.Н. Парадигмы университетского экономического образования журналистовВ кн.: Современность в зеркале рефлексии: язык, культура, образование: Международная научная конференция, посвященная 90-летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики (Иркутск, 6-9 октября2008 г.): материалы.  Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2009. С. 617-622.
  6. Демина И.Н. Средства массовой информации глазами экономиста. //Экономика и менеджмент СМИ: Ежегодник 2009 / Отв. ред. и сост. Е.Л. Вартанова. М.: МедиаМир, 2010.  С. 21-51.
  7. Демина И.Н. Экономика и журналистика: точки соприкосновенияВестник московского университета. Серия 10: журналистика. 2009. №5. C. 68-79.
  8. Демина И.Н. Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспектИзвестия Иркутской государственной экономической академии. 2010, № 2. С. 159-163.
  9. Демина И.Н. Интегрированный подход к медиасистемеВ кн.: Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Фак-т журналистики МГУ им. Ломоносова. 2010. С. 171-208.
  10. Демина И.Н. Современные направления трансформации медиасистемы. //Время как объект изображения, творчества и рефлексии: междунар. науч. конф. (Иркутск, 27 июня – 1 июля2010 г.): материалы. Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2010. С. 600-611.
  11. Демина И.Н. Трансформация медиасистемы как условие и фактор взаимодействия теорий журналистики и экономики.//Ежегодник 2010. Экономика и менеджмент СМИ.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 21-40.
  12. Демина И.Н. Экономическая журналистика в массовой коммуникации. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 4. С. 101-111.
  13. Демина И.Н. «Экономическая коммуникация» в терминологии коммуникативистикиВопросы теории и практики журналистики. Иркутск: БГУЭП, 2012, № 1. С. 34-46.
  14. Демина И.Н. Некоторые аспекты публичности в экономических массовых коммуникациях. //Информационное пространство: проблемы теории и практики. Краснодар: КубГУ, 2012. С. 533-543.
  15. Демина И.Н. Методологические подходы к исследованиям роли ЭМК в формировании экономического поведения. //Современная пресса: теория и опыт исследования. Ежегодник 2012. М.: Факультет журналистики МГУ, 2012. С. 50-84.
  16. Демина И.Н. Методологические подходы к исследованиям роли экономической массовой коммуникации в формировании экономического поведенияМедиаскоп. Выпуск № 4. 2012. http://www.mediascope.ru/node/1222.
  17. Демина И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы// Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск: БГУЭП, 2013, № 3. С. 172-182.
  18. Демина И.Н. Инфраструктурная роль экономической массовой коммуникации. //Ежегодник 2012. Экономика и менеджмент СМИ.  М.: МедиаМир; факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013. С. 27-46.
  19. Демина И.Н. Методологические подходы к исследованиям роли экономической массовой коммуникации в формировании экономического поведения. //Научный вестник столицы. Астана. 2012. № 10-12 (31-33). С. 114-127.
  20. Демина И.Н. Экономическая массовая коммуникация в производственной инфраструктуре. // Медиаальманах. М. 2013. № 1. С.26-35.Журналистика в экономическом и публичном пространстве: методологические подходы к исследованиюЖурналистика XXI века: опыт прошлого и вызовы будущего / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Тирасполь, 2013. С. 127-134.
  21. Демина И.Н.Ценности в жизни общества: характеристика социальной роли. //Массмедиа и ценностные отношения общества. Сб. науч. статей. М.: МедиаМир, 2013. С. 17-25.
  22. Демина И.Н. Ценности в системе массовой коммуникации экономики. //Массмедиа и ценностные отношения общества. Сб. науч. статей. М.: МедиаМир, 2013. С. 181-201.
  23. Демина И.Н. Экономическая журналистика как научная дисциплина и практическая деятельность. //Ежегодник 2013. Экономика и менеджмент СМИ. М.: Медиамир; Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. С. 7-22.
  24. Демина И.Н. Журналистика в экономическом и публичном пространстве: методологические подходы к исследованиюЖурналистика XXI века: опыт прошлого и вызовы будущего // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Тирасполь, 2013. С. 127-134.
  25. Демина И.Н.Ценности в жизни общества: характеристика социальной роли. //Массмедиа и ценностные отношения общества. Сб. науч. статей. М.: МедиаМир, 2013. С. 17-25.
  26. Демина И.Н. Ценности в системе массовой коммуникации экономики. //Массмедиа и ценностные отношения общества. Сб. науч. статей. М.: МедиаМир, 2013. С. 181-201.
  27. Экономическая журналистика как научная дисциплина и практическая деятельность. //Ежегодник 2013. Экономика и менеджмент СМИ. М.: Медиамир; Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. С. 7-22.
  28. Демина И.Н. Экономическая массовая коммуникация: к идентификации научного термина// CammunicatingThroughTheUniverse: InternationalCollectionofReserchArticles. Moscow – Pyatigorsk: PyatigorskStateLingvisticUniversity, 2014. С. 292-306.
  29. Демина И.Н. Сравнительные характеристики публикационной активности ученых социально-гуманитарного профиля: проблемы и решения,//Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск: БГУЭП, 2014, № 4 (8). С. 131-147.
  30. Демина И.Н., Шкондин М.В.Синергетика и теория журналистики: аспекты исследования медиасистемы// Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск: БГУЭП, 2016. Т.5. № 1. С. 14-18.
  31. Demina I.N.Media System Aspects of Synergy Analysis (Review of the Book “Media System of Russia”) World of Media. JournalofRussianMediaandJournalismStudies.Moscow, 2016.P. 237-244.
  32. Демина И.Н. Журналистика как фактор публичности: системные аспекты. //Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск, 2017, Т.6. № 1. С. 14-29.
  33. Demina I.N. Economic Mass Communication: Identifying the Scientific TermCommunication Through the Universe. CambridgeScholarsPublishing. 2016. P. 212-225.
  34. DeminaI.N. Потенциал развития научно-образовательных школ в России: попытка анализа. //Век информации. 2017. № 3. – СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. – С. 39-50.
  35. Демина И.Н. Наукометрия: объективный инструмент анализа развития научно-образовательных школ журналистики vs гонка за рейтингом. //Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева.2017. – № 3(24) - № 3, том 2, 2017. – С. 163-172.
  36. Демина И.Н. Критерии эффективности и продуктивности научных исследований в сфере журналистики. //Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева.2018. – № 1(25). - том 1. – С. 105-114.
  37. Демина И.Н., Гимельштейн А.В.Наукометрия в теории журналистики: специфика и проблемы. //Региональнаямедиасреда в историческом и современном контексте: Медиачтения – 2017 : материалы. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – С. 59-75.
  38. Демина И.Н. Роль экономических массовых коммуникаций в обогащении интеллектуального потенциала. //Социально-гуманитарные знания. – 2018. - № 8. – С. 107-119.
  39. Демина И.Н. Персонализация отечественной теории журналистики и СМИ: по данным рейтинга самых цитируемых российских исследователей (статья)Социально-гуманитарные знания. – 2018. - № 12. – С. 130-141.

Дополнительная  информация:

  • Ответственный редактор журнала «Вопросы теории и практики журналистики» с 2012 по 2016 гг. (ВАК.WoC)
  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2007 г.)