Fais ce que doit, advienne que pourra

Карьера   |   English   |   Разное   |   Интересы   |   Публикации

Собственно эволюционный аспект библейской картины мира

Древнееврейский Бог Яхве, как известно, сотворил мир за шесть дней. Они описаны в первой книге Моисея, названной «Бытие» (в пятикнижие Моисея также входят «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие»). Описанию шести дней творения мира посвящена первая глава «Бытия».

Что произошло в первый день? «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (значит, землю он создал вместе с водою на ней? - авт.). И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Библия. - М., 1976. - С.5). Выходит, в первый день Бог создал небо, землю, сплошь покрытую водой, свет (день) и тьму (ночь). Понятно, что день и ночь стали отделяться друг от друга утром и вечером.

Что произошло во второй день? «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…» Может быть, здесь речь идет о суше? Ничего подобного: «И назвал Бог твердь небом» (там же). Выходит, небо он создавал дважды - не только в первый, но и во второй день.

Что произошло в третий день? «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так… И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями…» (там же). Но на этом не кончаются деяния Яхве в третий день. В этот же день он повелел земле производить траву и дерево. Выходит, в третий день были созданы суша, производящая траву и дерево, и моря.

Какими были деяния Яхве в четвертый день? «…И создал Бог два светила великие: светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (там же). Надо думать, в четвертый день он создал солнце, луну и звезды.

Сделаем паузу. Первые четыре дня Бог главным образом занимался физиогенезом. Правда, в третий день он занимался и растительностью. Следовательно, биогенез, по библейским представлениям, зародился в недрах физиогенеза. Зато пятый день был посвящен целиком биогенезу, а также и психогенезу.

Вот каким насыщенным был пятый день творения мира: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею… И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся…, и всякую птицу пернатую… И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь…» (там же). Таким образом, в пятый день он создал пресмыкающихся, рыб и птиц. Это биогенез. Но он вложил в них и «душу живую». Это психогенез.

Что происходит в шестой, последний, день творения мира? В этот день, самый насыщенный, продолжался биогенез и психогенез - у новых животных, но в этот же день Бог создал мужчину и женщину, которые стали заниматься материальной культурой. Следовательно, шестой библейский день - начало и культурогенеза. Вот как выглядел этот день, если мы почитаем о нем в первой главе: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека…; мужчину и женщину… И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею… Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный… - вам сие будет в пищу» (С.6). Как видим, культурогенез здесь выписан еще очень слабо - лишь в отношении к пище. К тому же речь здесь идет о растительной пище, пользоваться которой можно без особого труда. Можно сказать так: в первой главе «Бытия» больше внимания уделено физиогенезу и биогенезу, чем психогенезу и культурогенезу. Тем не менее, все четыре ступени эволюции уже фигурируют.

Библейская картина мира, изображающая сотворение мира, в целом соответствует реальному ходу эволюции - от физиогенеза к культурогенезу. Человек в ней - заключительное творение Бога, но он и в научной картине мира - венец природы.

В своей книге «Фольклор в «Ветхом завете» знаменитый английский религиевед Джеймс Фрезер, будучи сам эволюционистом, указал на отступления от эволюционизма в «Бытии». Если в его первой главе говорится о том, что Бог создал мужчину и женщину одновременно, то, «когда мы переходим ко второй главе, - писал ученый, - к немалому нашему смущению, мы находим здесь уже другой, прямо противоположный рассказ о том же самом акте столь большой важности. Здесь мы совершенно неожиданно узнаем, что Бог сотворил сперва человека в образе мужчины, потом низших животных и после них, уже по позднее возникшему замыслу, женщину, создав ее из ребра, которое он взял у мужчины, пока тот спал. Порядок расположения творений по их рангу в обоих рассказах явно противоположный. В первом рассказе Бог начинает с рыб и продолжает творить по восходящей линии, переходя от рыб к птицам и зверям, а о них к мужчине и женщине. Во втором рассказе его созидательная работа идет по нисходящей линии - от мужчины к низшим животным и от них к женщине, которая, очевидно, знаменует собой самую низшую ступень божественного творчества» (С.13-14).

Подобные противоречия в «Библии» объясняются тем, что она писалась разными людьми и в разное время (в 1 половине 1 тысячелетия до н.э.).

Библейский эволюционизм не следует чересчур сближать с научным. Как, например, в «Библии» объясняется глоттогенез (происхождение языка)? Изначально язык был присущ только одному Богу. Позднее он одарил им человека. Но как возникло множество языков? В 11 главе «Бытия» читаем: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Бог: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать…, сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон…» (С.13).

Научное начало в мифе о Вавилонском столпотворении можно, пожалуй, усмотреть лишь в осознании его автора прагматической функции языка: никакое коллективное созидание у людей невозможно без единого языка. О прагматической мощи языка говорит и миф о сотворении мира: ведь Бог сначала говорит о том, что он собирается создавать, а лишь потом - делает. Правда, делает чудесным образом. Вот почему мы можем сказать, что прагматическая функция языка предстает здесь как функция магическая, чудотворная. Способность творить чудеса - вот что в первую очередь делает Бога Богом.

Что такое эволюция? Развитие, движение вперед, прогресс. Можем ли мы любое изменение, происходящее в мире, расценивать как эволюционное? Очевидно, нет. Все изменения, происходящие в мире, делятся на три группы - эволюционные, инэволюционные и эволюционно нейтральные (застойные). Мы знаем, например, что в живой природе происходила эволюция, т.е. осуществлялись изменения, в результате которых природа развивалась от форм менее совершенных к формам более совершенным. Следовательно, такие изменения должны быть признаны эволюционными. Но в живой природе происходили и происходят дегенеративные, вырожденческие, т.е. инэволюционные изменения.

В американском фильме «Планета обезьян» показана фантастическая эволюция обезьян. Первоначально они были у людей в услужении, но постепенно они эволюционировали до человеческого уровня и восстали против людей, совершили революцию, поскольку не хотели больше мириться со своим рабским положением. К чему мы об этом рассказываем? К тому, что в этом фильме человеческая эволюция приписывается обезьянам по замыслу сценариста, но в действительности, как считает современная наука, эволюция в животном царстве с некоторых пор не происходит. Большинство изменений, происходящих в нем, таким образом, должны теперь расцениваться как эволюционно нейтральные.

Посмотрим с данной точки зрения на начало культурогенеза как он представлен в библейском мифе о грехопадении. Что мы здесь увидим? Как нам расценить поступок Яхве, направленные против Адама и Евы? Он, как известно, низверг их с Эдема на землю, где они стали в поте лица своего добывать хлеб свой насущный, шить одежду (в райском саду она им была не нужна), строить жилище. Как нам расценить этот поступок Бога? Как способствующий культурогенезу или как препятствующий? Думаю, как способствующий: пусть с великими трудами, но люди, благодаря ему, пошли по пути сначала материального, а затем и духовного культурогенеза. Выходит, библейский змей вовсе не плохо поступил, соблазнив Еву вкусить плод с древа познания добра и зла? Кстати, почему Бог был этим так разгневан? Он один хотел решать, что есть истина, что такое хорошо и что такое плохо.

«Библия» - богатейший источник по описанию истории древнееврейской культуры. Даже нам, людям нашего времени, во многих случаях трудно дать эволюционистскую оценку событий, описанных в ней. Тем более такую оценку было трудно сделать ее составителям. Любое серьезное нововведение в жизнь евреев исходило, по их представлениям, от Бога, а следовательно, его волей-неволей надо было расценивать под знаком «плюс». Наша же оценка этих нововведений может быть и иной. В особенности это касается политики, которая во многом строилась у евреев на идее богоизбранничества их народа.

Сам Яхве показывал пример жесточайшего обращения с гоями. Так, в сражении израильтян с аморейцами, когда последние уже обратились в бегство «Господь бросал с неба большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом» (С.214). С благословения Бога израильтяне начали войну с жителями Палестины (земли Ханаанской) еще в XV-XIV вв. до н.э. и эта борьба растянулась на много столетий. Первым ханаанским городом, который захватили израильтяне был Иерихон. Все его жители были поголовно истреблены. Вторым таким городом стал Гай. В книге «Иисус Навин» (Иисус Навин - предводитель израильтян, преемник Моисея - того Моисея, с которым впервые стал общаться сам Яхве) читаем: «Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая; только скот и добычу города сего сыны Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое Господь сказал Иисусу. И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня; а царя Гайского повесил на дереве…» (С.212).

Понятно, что подобные библейские сцены не могут быть оценены нами под знаком «плюс». Зато нравственные нормы, выведенные в «Библии», в целом не утратили своей ценности до сих пор. Возьмем, например, десять заповедей Господа, которые он адресовал Моисею - тому самому Моисею, который вывел евреев из египетского плена и которому приписывают «Пятикнижие» (или «Тору») - главную часть «Ветхого завета». Вот эти заповеди:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу… (речь здесь идет о религиозных кумирах и изображениях - авт.).

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… Помни день субботний…, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил…

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь твой дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

Не желай дома ближнего твоего;

не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (С.73). Как видим, большая часть этих заповедей имеет нравственный характер, но в начале речь идет о религиозных, а в конце - о юридических предписаниях.

«Библия», как известно, включает в себя «Ветхий завет» - основу иудаизма - и «Новый завет» - основу христианства. «Ветхий завет» составлялся еще в первой половине 1 тысячелетия до н.э. Его делят на три части. Первую часть составляют книги закона (Тора) или «Пятикнижие Моисея», состоящее из «Бытия», где изложен миф о сотворении мира, о грехопадении Адама и Евы, о всемирном потопе, о патриархах еврейского народа - Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, о поселении евреев в Египте; из «Исхода», где описана деятельность Моисея; из «Левита», «Чисел» и «Второзакония» - еврейского законодательства. К «Пятикнижию» примыкает книга Иисуса Навина - о завоевании евреями земли Ханаанской.

Вторую группу библейских книг составляют «исторические» книги, где мы найдем книги Иова, Псалтырь, Экклезиаста, Песни Песней и др. Нельзя удержаться, чтобы не процитировать здесь Экклезиаста (Проповедника) и Соломона - автора «Песни песней»:

1. «Суета сует, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?.. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженое; время убивать, и время врачевать; время разрушать и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять…» (С.618-619). Вековой мудростью веют эти строки!

2. «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - как стадо выстриженных овец выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий…; два сосца твои - как двойня молодой серны, пасущаяся между лилиями» (С.627). Это уже не предискусство, а настоящее искусство! В противовес иудейской морали образ женщины здесь опоэтизирован.

Третью часть библейских текстов составляют книги иудейский пророков - Иосии, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Аггея, Захарии и др. Самый крупный из пророков - Исайя (VIII в. до н.э.). Он призывал евреев: «Омойтесь, очиститесь; удалите деяния ваши от очей моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (С.681). Библейские пророки были не только богословами, они были и публицистами, и, в особенности, моралистами. Однако в центре их представлений о мире всегда был Бог. Тот же Исаия восклицал: «Господи! Ты Бог мой; превознесу тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. Посему будут прославлять Тебя народы сильные…» (С, 697). Комментарии излишни!1

 

1 Кроме «Библии» иудеи пользуются «Талмудом», который был написан в III-V вв. в среде вавилонских и палестинских евреев и который представляет собою кодекс житейских правил иудеев, и «Каббалой», созданной в XIII в., где изложены мистические представления иудеев. В пику еврейской «Каббале» Г.П.Климов написал «Красную каббалу» (Ростов-на-Дону, 1996), а в пику «Протоколам сионских мудрецов», которые помещены в книге С.Нилуса «Великое в Малом» (Новосибирск, 1994) - «Протоколы советских мудрецов» (Ростов-на-Дону, 1995). Антисионизм Г.П.Климова часто переходит в антисемитизм.

 
 
Учеба:

Экзамены

Галереи:

Языковеды

Философы

Домой

 


© Valery Vron 2002