Персональный сайт профессора В.П.Даниленко

Fais ce que doit, advienne que pourra

Карьера   |   English   |   Разное   |   Интересы   |   Публикации

 
 
 
Учеба:

Экзамены

Галереи:

Языковеды

Философы

Домой

 

В.П.Даниленко

Инволюция в науке:

когнитивные паранауки

В когнитивную паранауку (эзотерику) входят физиогномика, метопоскопия и графология. Каждая из этих паранаук направлена на познание характерных особенностей человека либо по его внешности в целом (главным образом - по его лицу), либо по его лбу, либо по его почерку.

Физиогномика

Никто не может оспаривать той всем известной истины, что о любом человеке мы можем судить по его внешности (в первую очередь - по лицу). Недаром говорят, например: глаза - зеркало души, а если человек имеет семь пядей во лбу, то предполагается, что за этим лбом скрывается высокий ум. Более того, основанное античным ученым Теофрастом учение о четырех типах темперамента - сангвиниках, холериках, флегматиках и мелонхоликах - базируется на наблюдениях за внешними их проявлениями. Почему же тогда я включил физиогномику в число паранаук? Все дело в том, что в своих выводах о свойствах человека по его внешности она заходит чересчур далеко. Чтобы убедиться в этом, обратимся лишь к одному из современных справочников по физиогномике, помещенному в интернете.

Все человеческие лица на этом справочнике делятся на пять типов - продолговатое, треугольное, трапециевидное, квадратное и круглое. Нехай буде такочки, как говаривал один из героев "Мертвого дома" Ф.М.Достоевского. Но вот какие, оказывается, люди скрываются за этими типами лиц по мнению автора выбранного мною справочника по физиогномике:

"1. Продолговатое лицо - прямоугольник. Ширина лба примерно такая же, как и ширина подбородка. Это аристократический тип. Свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности. Человек с такой формой лица может быть расчетлив и рассудителен. Иногда такие люди имеют организаторский талант, у них выражена устремленность к цели.

2. Треугольное лицо - высокий и широкий лоб, выдающиеся скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженные глаза, малый по размеру и слегка выпяченный сперед подбородок. В зоне между скулами и подбородком мало плоти. Человек с такой формой лица обладает малой чувствительностью. Это и признак высокой одаренности. В тоже время в характере такого человека отмечаются хитрость и неуживчивость. Иногда такие люди склонны к предательству. Говорят, что среди шпионов и изменников больше всего людей с треугольной формой лица. Чувства привязанности и преданности у таких людей отсутствуют.

3. Трапециевидная форма лица - имеет много общего с треугольной. Для этого лица характерен широкий лоб и слегка суженный (но не заостренный подбородок). Человек с такой формой лица интеллигентен, чувствителен, артистичен, при этом ему не свойственен дух борца. Женщины - оптимистки. Они живут счастливо, создавая приятную атмосферу для окружающих.

4. Квадратная форма лица - принадлежит обычно суровому, мужественному, нередко бессердечному человеку. Такие люди несговорчивы, грубы, тугодумы, настойчивы. В общении они прямолинейны и откровенны. Наиболее яркая их черта - решительность. Эти люди обладают неутомимой жаждой успеха. Из них получаются хорошие исполнители, хотя сами они настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с такой формой лица отличаются стремлением к доминированию.

5. Круглая форма лица - ассоциируется с добродушием, мягкостью, миролюбием. Нередко такие люди - гурманы. Они любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Вместе с тем таким людям не чуждо и честолюбие. Если у человека с круглой формой лица высокая переносица, выступающие скулы, горящие глаза - он целеустремлен. Из таких людей могут выйти завидные лидеры и полководцы".

Самым непривлекательным типом лица оказалось квадратное лицо. Оно свидетельствует и о грубости его владельца, и о его бессердечии, и о его тугодумстве и еще кое о чем. Но мы можем успокоить людей с этим типом лица. Во-первых, его трудно распознать, а во-вторых, подобные физиогномические опусы ничего общего с наукой не имеют. Как не имеют ничего общего с наукой и другие опусы, помещенные в этом справочнике, которые касаются уже отдельных черт лица. Возьмем, например, глаза:

"ГЛАЗА - окна души. Человек с красивыми притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза излучают свет и тепло, хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку. Большие глаза говорят о чувствительности души, мужестве, иногда о стремлении к лидерству. Маленькие глаза принадлежат угрюмым, замкнутым несговорчивым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Большая радужная оболочка - признак мягкости и спокойствия, маленькая говорит о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприятно отражается на взаимоотношениях с окружающими. Цвет радужной оболочки: Черный, коричневый, зеленый - энергичность; голубой чувствительность; светло коричневый - застенчивость; серые - верность. Посадка глаз. Оба глаза на одной горизонтальной линии - благоприятный признак. Глаза скошены книзу: У мужчин - решительность; у женщин - неблагоразумие. Если верхнее веко слегка опущено - это признак зрелости, сильно опущенное верхнее веко у мужчин - истощение энергии. Большое нижнее веко - признак бурной жизни. Слишком про-висшее нижнее веко говорит о бесконтрольности влечений. Вздутые оба века - усталость от жизни. Если внешние уголки глаза утопают в сети расходящихся морщинок - это признак проницательности".

Глаза - зеркало души, а нос? Оказывается, и по форме носа хитроумные физиогномисты могут судить об очень многом: "Идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри - личностные дефекты. Человек с идеальным носом становится сильной личностью. Длинный нос - признак ярко выраженной индивидуальности. Длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком свидетельствует о сильной натуре; короткий нос - об "открытости души" и оптимизме; костистистый длинный нос - показатель гордости и высокомерия, неуживчивости; костистый, длинный нос с ярко выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку. Идеальной считается высокая и ровная переносица, такая переносица бывает у здоровых людей. Человек с кончиком носа, напоминающим "подвешенную каплю" обычно жизнерадостен, следовательно, процветает; если же кончик носа напоминает клюв орла, то такой человек проницателен, хитер и, нередко, злопамятен. Полный, большой, луковицевидный кончик носа - признак сердечности и теплоты. Поднятый, с выпяченными ноздрями нос обозначает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа - свидетельство робости. Слишком маленькие ноздри - уступчивость; широкие крылья носа - самомнение; красный нос - непорядочность. Темные пятна на носу - признак физического неблагополучия. Нос, резко выделяющийся на лице у женщины - неблагополучная жизнь в молодости. Небольшая горбинка на прямом носу с узкими ноздрями - хищность. Нос с раздувающимися ноздрями - неумение владеть собой".

Брови, уши, челюсти, подбородок мы, скрепя сердце, оставим в стороне, а вот мимо рта мимо пройти невозможно:

"Для женщины красивый рот - маленький; для мужчины -пропорциональный. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится мужчинам. Лица с маленьким ртом озабочены борьбой за выживание, они часто наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Человек с большим ртом и спадающими уголками губ обладает сильной волей, на него трудно оказывать влияние. Постоянно передергивающийся рот (рот лошади) является признаком недоверчивости. Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ имеют тенденцию устремляться вниз) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые губы - свидетельство успеха. Симметричное, без перекосов открытие рта говорит о сбалансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта от глаз спускаются лицевые морщины - это признак нелегкой жизни. Если же морщины идут от крыльев носа к уголкам губ, то это признак коварства. Верхняя губа выпирает над нижней - нерешительность; выпячивается нижняя - эгоистичность". Какое увлекательное и безобидное чтиво! А каково тем, кто выпячивает нижнюю губу? Люди, искушенные в физиономике, сразу поймут: эгоист!

Метопоскопия

Метопоскопия - часть физиогномики, но она использует методы, близкие к хиромантии. Вот почему ее обычно рассмотривают особняком от физиогномики.

Мы уже могли обратить внимание на то, что паранаука превращает весь мир в глобальную знаковую систему, которую могут разгадать только посвященные. Она семиотизирует все материальное. Так, астролог по гороскопе разгадывает свои знаки, нумеролог - свои, хиролог - свои, физиогномист - свои, а метопоскоп - свои. Последний ищет их на лбу - в его складках или морщинах. Но и форма лба может ему сообщать нечто о его владельце. Так, в упоминаемом мною справочнике по физиогномике отмечается: "Высокий, ровный лоб - признак одаренности; низкий - замкнутости и хмурости, если такой лоб еще и плоский - тугодумство. Высокий и выпуклый лоб - ум и мудрость".

Но особенности формы лба расшифровать намного легче, чем имеющиеся на нем морщины. Элиас Леви в своей книге "Учение и ритуал высшей магии" видел в морщинах на нашем лице вообще и на лбу в частности "письмо звезд", разгадать которое по силам лишь каббалистам - людям, знающим каббалу - религиозно-мистическое учение, возникшее в XII - XIII вв. среди евреев, проживавших в Испании и Провансе (Южная Франция). Э.Леви писал: "Хиромантия-искусство читать по линиям руки письмо звезд, и метопоскопия ищет таких же или аналогичных им знаков на лбу лиц, советующихся с ней. Действительно, складки, образованные на человеческом лице нервными сокращениями, фатально произведены, и излучение нервной ткани абсолютно аналогично сетям, образуемым между мировыми цепями притяжения светил. Следовательно, фатальности жизни необходимо записываются в наших морщинах, и часто, по первому взгляду, мы распознаем на лице неизвестного нам человека одну или много таинственных букв каббалистической планисферы" (1; гл.17). Выходит, мы имеем здесь дело с двумя системами знаков - той, которая представлена морщинами, и той, которую эти морщины отражают, - звездной.

Графология

Если метопоскопия расшифровывает морщины на лбу, то графология ищет знаки в почерке того или иного человека, чтобы определить по ним, что он за человек. В отличие от метоскопии, которая в наше время почти забыта, графология, как и физиогномика, имеет достаточно большую популярность. Обратимся здесь только к одному из современных графологов - Ойбеку Наджимову, который написал книгу "Как узнать характер человека по его подписи или практическая графология", которая была издана в Узбекистане.

Во введении к своей книги О.Наджимов пишет: "Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. История графологии насчитывает немногим более трех столетий. Хотя древние документы свидетельствует о том, что интерес к ее отдельным сторонам проявляли еще и такие известные личности, как Нерон и Конфуций. Первая известная книга по графологии вышла в 1630 году и принадлежит перу итальянского профессора Камилло Бальдо. Его французский последователь учений церковник аббат Фландрэн для обозначение новой науки использовал два греческих слово "графо" /пишу/ и "логия" /наука/. Однако впервые это слово употребил ученик Фландрэна аббат Мишон в своей книге "Cиcтeмa графологии", вышедшей в 1872 г. Именно его и считают отцом графологии, так как благодаря инициативе аббата Мишона в конце прошлого столетия образовались графологические общества, возникли специальные журналы по графологии. Он также написал несколько книг по этому предмету, создал школу и имел много последователей. В дальнейшем графология стала распространяться в Германии и в Англии. В России с 20-х годов нашего столетия в этом направлении успешно работал графолог-эксперт Д.М.Зуев-Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографию "Почерк и личность". Что касается США, то там эта наука находится еще в периоде становления и стремительно развивается. В настоящее время в развитых странах графологии придается большое значение. Многие фирмы имеют в своем штате экспертов-графологов, составляющих характеристику на специалистов, принимаемых на работу. Графология также с успехом применяется в бизнесе, медицине, криминалистике, спорте, педагогике и в других областях" (2).

Вписав себя в трехсотлетнюю графологическую традицию, О.Наджимов, не мудрствуя лукаво, дает практические рекомендации по распознанию характера человека по его подписи. Так, по поводу конца надписи он пишет: "Обращают внимание, куда направлен конец подписи; вверх, прямо или вниз. Если вверх, то это говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у такого человека в жизни и бывают разочарования, депрессии, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми силами, желаниями, идеями. Часто - это тип личности с творческим уклоном. Если конец подписи направлен прямо - то это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма. Немаловажную роль при этом играет влияние окружающей среды. Если же конец подписи направлен вниз - то в данном случае человек более подвержен состоянию пессимизма, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера или она очень слабая, к тому же могут наблюдаться снижение воли, слабая устойчивость к алкоголю, подверженность заболеваниям сердечно-сосудистой, нервной системы, печени и желудочно-кишечного тракта" (там же). Ни один серьезный администратор, судя по данному фрагменту книги О.Наджимова, не примет графолога в штат своей фирмы.

Но дело не только в форме окончания надписи. О характере ее автора свидетельствуют и многие другие ее признаки. Возьмем, например, ее длину. Вот что скажет нам по этому поводу О.Наджимов: "Если подпись длинная - то это характеризует человека как обстоятельного, не любящего спешки, торопливости, способного глубже вникать в суть дела, настойчивого, несколько упрямого, усидчивого, но в то же время несколько придирчивого, занудливого. В организме следует обратить внимание на функцию нервной системы и почек. Если подпись короткая, то это является признаком более быстрой реакции человека, способности быстро ухватывать суть дела, но поверхностно, так как не хватает терпения для более глубокого и подробного анализа; такой человек менее способен к монотонной, длительной работе, требующей постоянного внимания и он не очень-то любит медлительных людей" (там же). Что же, подобный опус не лишен логики!

А вот что пишет О.Назимов по поводу соотношения больших и маленьких букв в автографе: "Если заглавная буква в подписи по амплитуде значительно отличается от малых, то человек, имеющий такую подпись, капризен, у него повышенная требовательность к окружающим. Если же она по амплитуде незначительно отличается от малых букв, - то владелец подписи скромен, без особых претензий к жизни" (там же). А вот это уже полная чепуха!

Итак, несмотря на некоторые логичные соображения о связи формы подписи человека с его характером, имеющиеся в графологии, в целом, она не может всерьез рассматриваться как наука. Как и другие дисциплины когнитивной эзотерики (физиогномика и метопоскопия), графология - паранаука. В той традиции графологии, которую продолжил Ойбек Наджимов, мы не увидели ее связи с религией, но отсюда не следует, что мы должны отнести ее к квазинауке. На этот статус она явно не тянет. Ее выводы о связи автографов с характерами их авторов чересчур искусственны.

ЛИТЕРАТУРА 

1.Леви Э. Учение и ритуал высшей магии. - СПб., 1910.

2.Наджимов О. Как узнать характер человека по его подписи или практическая графология: http://em-97.narod.ru/books/grafology.htm.


© Valery Vron 2002